«Меланхолия возникает, когда думаешь о жизни,
а цинизм – когда видишь, что делает из жизни большинство людей»
Э.М. Ремарк «Три товарища»
Обычно Ремарка рекомендуют начинать читать с произведения «Жизнь взаймы». Словно писатель отдался этой книге весь. И книга сама будто поучительная, о смысле жизни, о ее ценностях…Я не хочу критиковать этот роман. И не думаю убеждать в том, как правильно и с чего лучше знакомиться с немецким писателем. Никак. И все же очень просто. С любой книги. Абсолютно. Главное захотеть читать Ремарка.
«Три товарища» считают романом, от которого не оторвешься. Прочтешь на одном дыхании. Соглашусь. Но и добавлю, что каждый роман писателя «потерянного поколения» читается за одну ночь. Невозможно заснуть, не узнав, чем закончилось произведение. А оно и не заканчивается. Так сказать финал с открытым концом. Где-то используется краткое описание о том, как сложилась судьба героев («Черный обелиск»), где-то герои умирают («Жизнь взаймы»)… А ты ждешь очередной философской реплики Людвига или цинического замечания Лилиан. Один прошел войну, другая знает, что скоро умрет.
Герои книг Эриха Марии не идеальны. Они не преследуют какую-то духовную цель. Они эмоциональны и опрометчивы, влюбчивы и неверны. Они курят и очень много пьют. (Пьют очень и очень много). А также любят поесть и заняться любовью. Чему они нас могут научить? О чем его книги? Тут благонравные родители отберут у любопытных деток эти книжки… Нет, дети не поймут и точно читать не будут. Эти произведения слишком реальны и жизненны. Это не фантастика, где слова «экспекто патронум» избавят от депрессии в виде заблудившегося дементора. Здесь реальность такова: герои перебиваются случайными заработками, влюбляются в самых красивых девушек, не могут отойти от войны, дружат с проститутками, прикрывают своих друзей и их любовниц от ревнивых мужей, ненавидят, убивают, напиваются, страдают и не верят в себя. А героини любят героев, внимание, роскошь, жизнь, цветы и платья. Писатель даже не осуждает их легкомыслия. «Какое это все же проклятье – любить женщину и быть бедным»- жалеет Робби в романе «Три товарища». И ворует розы в монастырском саду.
А думаете Равик (который даже не Равик) счастлив в Париже? Город любви не всегда любит. Это я касаюсь произведения «Триумфальная арка». Главный герой — беженец, проживающий во Франции нелегально. Он не может определиться со своей жизнью. Он не может жениться на любимой женщине. Он работает хирургом скрытно, не требуя лаврового венка. Опять печаль. Опять любовь. И отзвуки войны. И рюмка кальвадоса.
О войне Ремарк отзывается через героев отрицательно. Лучше сказать – горько-насмешливо. Эта та горькая ирония, которая мешает после наслаждаться жизнью. Цинизм с раной в шее. В сердце. Во многих произведениях звучат перечисление убитых, воспоминания о стрельбе и дыме. Подробнее всего о войне рассказывает книга «На западном фронте без перемен». Здесь не хочется добавлять лишних слов. Это надо прочитать, но никогда не видеть.
Начитаешь читать данного автора, и с трудом переключаешься на другого какого-то писателя. Захватывают эти пессимистические, на первый взгляд, романы… Погружаешься в них, словно в холодную воду, читаешь и согреваешься, вылезать не хочется. Настолько похожи и на наше время послевоенные года. Люди все также пашут, пьют и любят. Ничего словно не изменилось. И пусть Эрих Ремарк писал преимущественно о немцах, так как сам немец, все же сравниваешь по ходу прочтения героев с нашим менталитетом. И удивляешься. В санях, конечно, не разъезжают, автомобили не в новинку, но также страдают, верят и предают. Любовь во всех произведениях была, есть и будет темой не устаревающей. Но в этих, казалось бы, простых немецких книжечках, ты будто наблюдаешь жизнь твоих соседей или друзей, свои былые влюбленности.
Самое удивительное, я не почувствовала ни тени женоненавистничества или опошления любви. Ни капли ненависти. Горечь утраты? Да. Печаль и сожаление? Немного. Все больше звучала романтика и ностальгия. Никакого идеала. Никаких «жили долго и счастливо и умерли в один день». Все герои жили здесь и сейчас. Любили всем сердцем, не строя планов. Ловили момент и не искали «принцев на белом коне» и «принцесс на горошине».
Много в произведениях автобиографизма. Потому, скорее всего книги Ремарка легко читаются. Он писал, что видел и чувствовал. И он совершенно не запутывался, потому что мало выдумывал. Герои делятся своей жизнью. Но не выливают ее на тебя. Беседуют, размышляют и не требуют понимания. Но их так легко понять…
В школьную программу данные произведения не входят. Видимо много нехорошего видится в них обывателям. Не хочу говорить о том, хорошая или плохая литература написана столь реалистичным немцем. Каждому свое, действительно. Просто всю потаенную философию Эриха Марии Ремарка хочется передать одной его цитатой из книги «Три товарища» : «Жизнь, братцы – это болезнь, и смерть начинается уже с рождения. Каждый вздох и каждый удар сердца – это кусочек смерти, маленький шажок к концу».
Так писал Ремарк, я считаю, не только о любви, войне, дружбе. Он писал о времени, которую предоставляет нам наша жизнь. И разве в наш век, когда популярны методики освоения таймменеджмента, можно упустить книги вышеупомянутого писателя?
Романы Эрих Марии Ремарка:
• «Три товарища»
• «Возлюби ближнего своего»
• «На западном фронте без перемен»
• «Возвращение»
• «Жизнь взаймы»
• «Приют грез»
• «Гэм»
• «Триумфальная арка»
• «Ночь в Лиссабоне»
• «Тени в раю»
• «Черный обелиск»
• «Время жить и время умирать»
• «Искра жизни»
• «Станция на горизонте»