Борис Акунин. Слияние Запада и Востока в одной книге

Борис Акунин. Слияние Запада и Востока в одной книге

483
1
Расшарить

5 сентября 1905 года, ровно 110 лет назад, был подписан Портсмутский мир между Россией и Японией, положивший конец русско-японской войне.

Не буду углубляться в исторические подробности, хотя с большим удовольствием и трепетом я рассказала бы о героической обороне Порт-Артура, о затонувшем крейсере «Варяг» и о гибели одного из величайших адмиралов России того времени Макарова (как вы, наверное, уже поняли, история – моя страсть). Поэтому, идеальная книга для меня – это  обязательно что-нибудь историческое, винтажное, в общем, о России того времени, когда литература была великой, а вера в прогресс безграничной. А если к этому ко всему прибавить пейзажи Японии конца 19 века, красивых и благородных мужчин и мудрости Востока, появится самая моя любимая книга Бориса Акунина «Алмазная Колесница».

1 «Алмазная Колесница» — одиннадцатая книга из серии романов о чиновнике особых поручений Эрасте Петровиче Фандорине – сыщике-любителе. Самый мой любимый книжный герой. Девушки сейчас меня поймут – высокий статный брюнет с ясными голубыми глазами, черными усиками и седыми висками. Прибавить к этому его честность, благородство, мужество и незаурядные аналитические способности…. Ух, что-то я отвлеклась. Лучше вернемся к книге. Она состоит из двух не зависящих друг от друга частей: «Ловец стрекоз», повествующая как раз о русско-японской войне 1905 года и «Между строк», рассказывающая о жизни Фандорина в Японии в качестве вице-консула Российской Империи с 1878 по 1882.

Самая примечательная здесь, пожалуй, не первая часть, а вторая. Ну что там, во время войны интересного – диверсии, теракты, да провокации – скука. А вот полудикая Япония, с ее бравыми самураями, тайными кланами ниндзя, дикими нравами и прелестными гейшами – вот это уже другое дело. Да и мысль прослеживается вполне актуальная – России следует забыть про Запад и повернуться на Восток, навстречу Стране Восходящего Солнца и Поднебесной. Это спорный вопрос, я согласна, но в книге есть и еще одна идея, поразмыслить над которой придется основательно.

2 В городе-порте Йокогама Фандорин встречает юную куртизанку О-Юми, в которую влюбляется, совершенно потеряв голову и забыв, что она принадлежит главному императорскому советнику, да и к тому же еще и британцу Булкоксу. Российский вице-консул увозит с собой девушку, которая оказывается членом одного из древнейших кланов ниндзя и дочерью его главы. Там, в деревне этих бесстрашных воинов, старый синоби (т.е. убийца) учит Фандорина их пути, или по-японски Конгодзе, что в переводе означает «Алмазная Колесница».

Не буду уходить в буддизм, скажу лишь, что «седоки» этой Колесницы идут по-своему Пути не только по законам Добра, но и по законам Зла. Синоби сказал: «Мир состоит из Света и Тьмы, из Добра и Зла. Тот, кто придерживается одного Добра несвободен, похож на путника, осмеливающегося путешествовать только среди бела дня». Он спросил: «Скажи мне убить — это хорошо или плохо?» Что бы вы ответили? Наверно, что это плохо, жестоко отнимать у другого его жизнь. Синоби продолжил: «А убить тигрицу, напавшую на ребенка, хорошо или плохо»? «Хорошо, — ответили бы вы, — ведь она хочет убить невинного малыша». Для кого хорошо: для ребенка или для тигрицы и ее тигрят?

3Некоторые поступки при стечении обстоятельств могут оказаться проявлением высшего благородства. А если так, то много ли стоят заповеди, ограничивающие Зло?» Вопрос для размышления, которое, я думаю, приведет к неожиданным выводам. Никто не говорит идти убивать, забыв про другие общечеловеческие заповеди. Просто хочется, чтобы мир не делился только на белое и черное, как это часто бывает. Хочется, чтобы на какие-то вещи вы взглянули с другой стороны. У меня получилось.

Эта книга вообще является приключенческим детективом, но на нее следует смотреть не как на бульварное чтиво, которое можно почитать в метро или на пляже. Она много глубже и открывает нам тайны загадочной Японии, ее не менее загадочных жителей и уж, тем более, не менее загадочной философии. Современная Япония, конечно, не та дикая страна, которой она была в конце 19 века, но тот патриотизм, та вера в свою родину и точное осознание своей цели, безусловно, живет в японцах и сейчас.

Конечно, я рассказала не о всех проблемах, которые поднимаются в этой книге. Теперь есть хороший повод устроиться осенним дождливым вечером с одеялом, налить себе чай и подумать о том, на что у нас часто не хватает времени – о любви, о чести и о родной стране, конечно.

Всем философских вечеров!

4