Нельзя не заметить, что Чебоксары активно застраиваются. По всему городу вырастают новые дома и микрорайоны. О том, насколько такая застройка хороша для нашего города, тебе расскажет в своей статье Рыжик, я же предлагаю поговорить о тех, кто непосредственно возводит все эти дома, помогая вводу новых квадратных метров жилья. О строителях. А конкретнее, о крановщиках.
Помнишь у Сплина в песне «Ленинград-Амстердам» фразу «В башне сидит крановщица с улыбкой Джоконды»? Это почти про нее, мою героиню. Спорим, ты бы ни за что не поверил, что такой махиной – строительным краном – может управлять миниатюрная красотка? А она успешно это делает уже 11 лет, и ей это очень нравится. Встречай человека, у которого из рабочего окна открываются самые красивые виды: Наталья Гаврилова, машинист башенных кранов.
– Скажи, пожалуйста, такой молодой красивой хрупкой девушке не страшно работать на такой высоте?
– Нет, высоты я не боюсь.
– А как ты пришла в профессию?
– Эту профессию для меня выбрал папа. Он сказал: «Ты у меня будешь крановщицей». Изначально я не знала, что это за профессия. Я выучилась, прошла практику, потом медицинское освидетельствование. После этого пришла на предприятие, где у меня полтора месяца была стажировка, там я привыкала к крану, к высоте. Все сложилось удачно, и меня допустили к работе.
– Где ты училась на крановщика?
– Я училась на учебно-производственном комбинате. Тогда, 11 лет назад, обучение шло 1,5 месяца, и потом практика еще полтора месяца.
– Получается, за сравнительно небольшой период времени ты осваиваешь профессию, которая тебя потом всю жизнь кормит.
– Да.
– В чем заключается работа крановщика? Я примерно представляю, что ты переносишь какие-то грузы с места на место. А что еще?
– Самое главное – безопасное ведение погрузки и разгрузки. Это очень большая ответственность – перемещение грузов, подача груза. Очень важны внимательность и точность.
Когда начинают строить объект, ты приходишь туда, знакомишься с проектом производства работ: что строится, из каких материалов. Изучаешь, какие будут грузы, сколько они будут весить. Где расположен кран, и в каком состоянии его нужно оставлять после рабочей смены. После ознакомления расписываешься и идешь к крану. Осматриваешь его – башню, порталы. Смотришь в доступных местах, все ли болты на месте, в каком состоянии канаты, проверяешь, есть ли заземление – при грозе есть большая вероятность, что ударит молния, поэтому заземление очень важно. Потом залезаешь на кран, вхолостую проверяешь, как все работает, исправны ли тормоза. Эта проверка проводится перед каждым началом работ, чтобы убедиться, что все нормально.
– Сколько по времени занимает такой осмотр?
– Минут 15-20. Нужно сначала подняться на кран, все проверить, потом спуститься и сделать отметку в вахтенном крановом журнале. Потом тебя допускают к работе. А перед началом работы прораб говорит, что ты будешь сегодня делать, какие грузы поступят.
– Скажи, если на стройке кто-то получит травму из-за крана, то это будет твоя вина?
– Отвечает сам крановщик и ответственные лица – прораб и вышестоящие, ответственные за производство работ, механики.
– Не так давно на стройке по улице Энгельса рядом с 4-й гимназией упал кран. Как такое вообще могло случиться?
– Я об этом не слышала, наверное, это был не наш кран. Чтобы такого не было, надо соблюдать технику безопасности, не превышать грузоподъемность, нужно следить, как установлены пути, на которых находится кран, чтобы не было никаких перепадов. У нас есть специалисты, которые ежемесячно осматривают краны, меняют масло, проверяют механизмы, болты крепления, барабан, канаты, ходовые, ведомые тележки и все остальное. А крановщик должен каждый день перед началом работы осматривать кран.
– А у самих крановщиков есть какое-то медицинское обследование перед работой?
– Нет, но ежегодно мы проходим полный медосмотр. А так прораб смотрит, в каком состоянии человек. Если чувствуешь себя плохо, то работать нельзя, идешь на больничный. И еще нужно, чтобы было хорошее зрение.
– Значит, в очках работать нельзя?
– Нежелательно, зрение должно быть хорошим. Хотя пожилые крановщики, у которых с возрастом оно испортилось, работают в очках.
– На какой высоте ты обычно работаешь?
– Это зависит от того, что строится, но обычно 70 метров – это уровень 18-го этажа.
– У тебя, наверное, просто невероятные виды из окна.
– Да, вид очень красивый.
– А как ты забираешься на кран?
– Своим ходом, по лестнице, от земли до кабины. Все предусмотрено. Страховки нет, но это безопасно, потому что лестница ограждена. Главное крепко держаться руками.
– Получается, у тебя каждый день физподготовка.
– Да, можно и так сказать.
– Сколько времени идет твоя рабочая смена?
– Восемь часов, и час – перерыв на обед.
– То есть, утром ты забираешься на кран, четыре часа работаешь, потом слезаешь, обедаешь и опять залезаешь?
– Да. С 12 до 13 у меня есть время, чтобы передохнуть, потом я опять залезаю и продолжаю работу.
Есть краны трехсменные, они работают круглосуточно. Естественно, в третью смену, ночью, работать намного сложнее. Потому что работаешь в темноте, должно быть очень хорошее зрение.
– Ты тоже работаешь в ночные смены?
– Да, ночью тоже работаю. На стройке все хорошо освещается, так что проблем нет. Человек ко всему привыкает.
– А сколько кранов работает на каждой стройке? Это зависит от размера?
– Есть здания, которые строятся двумя кранами. Все это указывается в проекте производства работ (ППР), там все рассчитано с точки зрения безопасности кранов, чтобы не было столкновения.
– На кранах в основном работают девушки?
– Есть и мужчины, но большинство – все-таки женщины. У них, наверное, какой-то материнский инстинкт, они более аккуратны. Даже строители говорят, что мужчины работают грубовато, а девушки помягче.
– Физически сложно управлять краном?
– Физически – нет, я бы не сказала. Но ты сидишь постоянно в напряжении, потому что нельзя отвлекаться, надо полностью настроиться на безопасную подачу, чтобы никого не задеть, не прижать. Работаешь со стропальщиком, он находится внизу – прицепляет и отцепляет грузы, и наверху. Я работаю по командам стропальщика.
– То есть вы держите связь между собой?
– Да. По рации, если это здание выше 25 метров, или по знаковой сигнализации.
– Но в кабине ты одна?
– Да, в кабине я одна.
– А что в ней находится кроме пульта управления?
– Там есть диэлектрический коврик, освещение, рычаги управления, аптечка безопасности, приборы. В кабине установлены компьютеры, они все регулируют, а ты за ними следишь. Если скорость ветра слишком сильная, или груз слишком тяжелый, то прибор дает сигнал, например, что на этом вылете стрелы ты не можешь поднять груз. И ты все это учитываешь.
– Работа у тебя не офисная, нет возможности расслабиться, попить чайку, поболтать, и нужно в течение восьми часов сосредоточенно работать. Ты, наверное, очень устаешь?
– Нет, я очень люблю свою профессию. Достаточно час посидеть в кабине – это для меня отдых.
– Как ты проводишь свободное время?
– Я изучаю иностранные языки, занимаюсь танцами, спортом, хожу в бассейн.
– А в каких странах ты была?
– Я ездила в Доминикану, отдыхать. Моя работа очень ответственная, находишься постоянно в напряжении, нужно быть очень внимательным. Поэтому я считаю, что надо каждый год ездить на море, на океан и снимать стресс.
– Что тебе больше всего нравится в твоей работе?
– Больше всего мне нравится, что я строю дома. Это созидательный труд. Погрузка, разгрузка стройматериалов мне тоже доставляет удовольствие, ты как будто собираешь пирамиду, и потом видишь, что получилось.
– Сколько примерно домов за все это время ты построила?
– Даже не знаю. В течение 11 лет – достаточно много. Я работала во всех районах Чебоксар.
– А какие-нибудь из заметных чебоксарских зданий ты строила?
– Строила гостиницу «Сувар» в центре города, но ее, к сожалению, по каким-то причинам не достроили. Недавно построила спортивный комплекс по маунтинбайку. Это был мой первый комплекс, до этого были только жилые дома.
– Есть ли различия в постройке жилых домов и общественных зданий?
– Отличаются грузы, стройматериалы другие. Совсем другое здание по конструкции, например, там есть бассейны.
– Что в твоих ближайших творческих планах, что ты сейчас собираешься строить?
– Сейчас я в отпуске, а когда выйду, думаю, что сяду на более высокий кран. Я повысила квалификацию и теперь могу строить 100-этажные здания и выше. Я допущена к любой высоте.
– У тебя не было желания податься на заработки в Москву?
– Да, думаю, что в ближайшее время туда поеду, поэтому я и повысила квалификацию. Сейчас у меня 6-й разряд. Хочется работать на более высоких кранах, смотришь, как работают в Москве, заграницей – у них краны сейчас более современные.
– Может, и заграницей что-то будешь строить?
– Да, для этого я и учу иностранные языки. Там нужно будет только подтвердить свою квалификацию.
– Ты бы порекомендовала свою специальность тем, кто сейчас думает о своем будущем?
– Да, тем, кто не боится высоты, не боится сидеть один в кабине. Эта профессия волнующая, ты думаешь, работаешь с людьми, должен быть полностью сосредоточен на работе. Нужно все ставить ювелирно, миллиметр к миллиметру. Главное – желание, любовь к работе.
– Что учат те, кто готовится стать крановщиком, какие у них теоретические занятия? В основном техника безопасности?
– Да, техника безопасности, безопасная эксплуатация. Каждому крановщику наряду с удостоверением всегда нужно иметь при себе памятку по безопасности и регулярно перечитывать ее, восстанавливать в памяти. Безопасность – самое главное.
– А были ли какие-нибудь интересные случаи?
– Ну, обычно, когда я прихожу на объект, все строители очень удивляются, не верят. Когда я пришла на строительство «Сувара», зашла в прорабскую и представилась, сказала, что я новая крановщица на третью смену, прораб сначала не поверил, думал, девочка ошиблась адресом. Я предъявила ему свое удостоверение, а он позвал всех строителей посмотреть на новую молодую крановщицу.
– У тебя, наверное, много поклонников среди строителей?
– Да, много.
– Знакомые удивляются, когда ты говоришь, что работаешь крановщицей?
– Да, все удивляются, что такой техникой мощной управляет девушка. Все считают, что это мужская профессия.
– Наверное, ты уже привыкла к такой реакции?
– Да, за 11 лет привыкла.
Ну что, тебе уже захотелось поработать на кране? А может быть, остались вопросы о работе крановщика? Оставляй свои вопросы и пожелания в комментариях к журналу, а мы передадим их Наталье, и она с удовольствием на них ответит!